Назад

Экономика стройки

Строительство — дело, требующее серьёзных финансовых вложений. Чтобы сопоставить свои возможности с желаниями, необходимо хотя бы приблизительно представлять, во что обойдётся полный цикл работ по возведению дома вашей мечты. Подсчитать всё с точностью до копейки невозможно, но порядок цифр по многим этапам просчитывается достаточно хорошо.

Каждый этап строительства имеет свою собственную стоимость и может быть представлен в виде предварительной сметы, но неспециалисту достаточно сложно учесть все нюансы того или иного вида работ, поэтому при самостоятельном расчёте возможны отклонения от сметы, составленной впоследствии застройщиками. Следует учесть, что, несмотря на довольно жёсткие требования к сметной документации, абсолютно точное соответствие сметы от разных компаний на один и тот же проект встречается не часто. К примеру, один подрядчик включит в позицию «стоимость кирпича» доставку, а другой — вынесет её в отдельную графу.

Как и в любом деле, в строительстве существуют очевидные даже для дилетанта расходные позиции и позиции, о наличии которых неспециалист может только догадываться. Например, такой вид работ, как «переноска кирпича на расстояние до 50 метров», не всегда приходит в голову даже при длительном раздумывании над статьями расходов.

Основная проблема предварительного подсчёта стоимости заключается в том, что подрядчик и заказчик (если он не сметчик или строитель по специальности) думают несколько по-разному и логика построения документальной сметы для обывателя далеко не всегда очевидна.

Заказчик может пойти несколькими путями:

  1. Заказать проект в архитектурном отделе строительной организации и получить конечную стоимость полностью утвержденного им проекта. Это самый простой путь, не требующий ни специальных знаний, ни дополнительных усилий, а лишь полного доверия к подрядчику.
  2. Для каждого этапа строительства проводить сравнительный анализ цен различных подрядчиков и выбирать то, что больше по вкусу. Тут уже необходимы некоторые познания в области коттеджного строительство, хотя бы на уровне того, что за чем строится. Однако для такого сложного процесса, как строительство, увеличение количества участников может привести к известной ситуации семи нянек, у которых дитя без глазу.
  3. Оптимальной в данном случае представляется следующая схема: один из подрядчиков рассчитывает смету на проект, затем те же позиции предлагается рассчитать ещё одному-двум подрядчикам. По итогам этого мини-тендера выбирается компания, которой заказывается полный комплекс работ.

Смета поэтапно

Строительство можно разделить на следующие этапы, каждый из которых имеет отдельную смету:

  1. Сбор исходных данных (в том числе инженерно­геологические и топографические изыскания).
  2. Эскизное проектирование.
  3. Архитектурное проектирование (индивидуальное или выбор готового проекта).
  4. Подготовка строительно­монтажных работ.
  5. Строительство «коробки».
  6. Утепление и наружная отделка.
  7. Заполнение дверных и оконных проёмов.
  8. Наружные инженерные сети (коммуникации и электрика).
  9. Внутренние инженерные сети (в том числе отопление) и электрика.
  10. Внутренняя отделка.
  11. Ландшафт.

Из вышеперечисленного без особого труда самостоятельно можно подсчитать следующее:

  1. Внутреннюю отделку — поскольку с внутренними отделочными работами сталкивалось подавляющее большинство населения, то эта смета — самая понятная и лёгкая.
  2. «Столярку» — окна, двери, возможно, лестницы.

С наружной отделкой и теплоизоляцией сложнее. Общая стоимость также сильно зависит от выбранных материалов с той лишь разницей, что черепица выбирается гораздо реже, чем обои, и поэтому этот вопрос требует более глубокого изучения при расчёте предстоящих расходов. То же самое относится к утеплению дома и отделке фасада.

Стоимость «коробки» сообщит подрядчик. В неё, как правило, включается:

  • фундамент — стоимость материала и работ;
  • стены — стоимость материала и работ;
  • стропильная система — стоимость материала и работ;
  • вспомогательные работы (к примеру, перенос груза по участку);
  • вспомогательное оборудование (к примеру, леса, автокран).

Можно попытаться прикинуть расходы по данному пункту и самостоятельно, но следует учитывать, что если стоимость материалов можно подсчитать довольно легко, то подсчёт стоимости работ выливается, как правило, в сравнение прайс­листов нескольких строительных организаций. При этом результаты получатся довольно далёкими от реальных, поскольку многое зависит от конкретного проекта.

Часто заказчика удивляет наличие в смете суммы, определяющей стоимость обустройства рабочей бригады на участке — установка бытовки, проводка электричества и так далее. Тем не менее это один из необходимых пунктов в расходах на строительство, и при предварительном расчёте его также нужно учитывать. Как правило, расходы на эту позицию не превышают 30 000 рублей, что при общей стоимости строительства мало ощутимо.

Самостоятельно рассчитать стоимость прокладки наружных инженерных сетей и электричества с приемлемой точностью практически невозможно, поскольку данный вид работ очень сильно зависит как от проекта, так и от особенностей участка.

Если составленная подрядчиком смета показалась вам подозрительной, можно заказать её проверку сторонней организации. Стоимость составляет в среднем 0,2% общей суммы сметы. Заказ новой сметы составляет в среднем 0,5% от общей суммы сметы.

Следует учесть:

  • квадратный метр одноэтажного дома стоит на 20% больше, чем двухэтажного и более (основные средства уходят на фундамент и кровлю);
  • чем больше архитектурных элементов (вальмы, башни, эркеры и т.д.), тем дороже стоимость квадратного метра;
  • чем больше дом по размерам, тем стоимость квадратного метра меньше.

Дата: 19 января 2017

Посмотреть на карте Набережных Челнов